Рабочая программа логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Турунтаевский детский сад «Росинка»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МДОУ ТДС «Росинка»
Протокол № ____
от «___» __________ 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель
МДОУ ТДС «Росинка»
__________ А.А.Ситникова
от «___» __________2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МДОУ ТДС «Росинка»
_________ М.М.Сумкина
Приказ № __ от _____2023г.

Рабочая программа
«Коррекция речевых нарушений на дошкольном
логопункте»
по ФГОС

логопеда
Быковой И.Н.

на логопункте
МДОУ «Росинка»

Турунтаево 2023-2025 уч. год

Рабочая программа «Коррекция речевых
нарушений на дошкольном логопункте»
Быкова И.Н.
Рассчитана на воспитанников 5- го и 6-7 го года жизни.
Срок реализации 2 года.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Организация образовательной деятельности
3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе
4. Содержание логопедической работы
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
6. Приложения
7. Список Литературы
1. Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного
образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им
принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание
образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной
образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе
Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска,
потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное
овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во
многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми
нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи,
содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и
индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в
детском саду функционирует логопункт.
В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с
нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее
недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при
МДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений:
«Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина);
- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни» (Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового
анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Н.В.
Нищева);
- «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина)

-«Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6
лет.»( Т.А. Ткаченко)
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской
Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов,
показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых
занятий, и увеличить время на индивидуальную работуПорядок изучения звуков,
последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по
усмотрению логопеда
.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему

языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального
звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные
умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются
следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха
(способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих
звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование
грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками
ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в
дошкольном образовательном учреждении.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом
следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с
функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и
разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение
нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен

предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному
психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком
материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных,
физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого
принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход
от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие
всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и
двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические
занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3, 4 уровень речевого развития.
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед
обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской
поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов.
В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой
патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного
состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными
или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в речи ребёнка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия
звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании
основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей
произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко
нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве
случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в
формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей
могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении
сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с
существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении

при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися
артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому
эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно
является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов
речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря,
грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет
третий уровень речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной
речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне
наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная
сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре
преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества,
признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор
однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении
предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи,
построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме:
они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру
и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием
чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не
учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями
психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение
вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словеснологического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,
повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие
дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение
мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных
дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С
расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная
координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно
не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
2. Организация образовательной деятельности
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период
их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня,
координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:
логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года
определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое
обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 маяЛогопедические фронтальные
(подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Количество занятий: 2 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Распределение
занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к
максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами

№ 2.4.1.-1249-03. Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом
Российской Федерации, а также опыта, функционирования дошкольных логопедический
пунктов показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых
занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к
организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной
образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами
(п.2.12.7). В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25
минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта
детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно
образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения
фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные
занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от
непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения.
Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время. Занятия с
воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3
человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные
занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, со¬стоящих
из правильно произносимых звуков;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно
произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на
индивидуальных занятиях звуков.
Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому
не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми.
Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются
основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических
игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно
отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и,
следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может
меняться по усмотрению логопеда
.Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие
речи; однотипность нарушения звукопроизношения.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на
устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.
При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,
привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка,
подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой
негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса

артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого
изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:
изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На
этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых
высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по
усмотрению логопеда в зависимости
от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных
и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного
фонетического и лексико-грамматического материала.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развитие артикуляционного Праксина;
• фонационные упражнения;
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых
сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения
слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы
голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой
продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки
произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в
собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых
занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения
звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется.
Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав
микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в
зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,

состоящих из правильно произносимых звуков;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно
произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на
индивидуальных занятиях звуков.
Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия,
поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с
детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно:
описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии,
названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование
позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на
предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий
может меняться по усмотрению логопеда.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III ур.р.
6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю,
7 час. 30 мин.
II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю,
10 час.
III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 10 час.
- звукопроизношение + связная речь
Всего 66 занятие в год, 27 час.30 мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р.
7 года жизни разделено на 2 периода обучения
I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю,
13 час.
II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия – 2 занятия в неделю, 21 час.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год 34 час.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год
ОНР-III ур.р. – 1-2 года.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III ур.р – 2-3 раза в неделю.
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в
коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также
педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по
физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится
не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на
прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной
образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно
закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе
взрослых участников образовательного процесса:
Психолог:
- психодиагностика;
- выявление компенсаторных возможностей;
- тренинговые упражнения.
Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- фронтальные коррекционные занятия;
- индивидуальные коррекционные занятия;
- экскурсии, наблюдения;
- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного
выдоха;
- подвижные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного
произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- игры, упражнения на восприятие цвета и формы.
- развитие фонематического слуха;
- речевое и языковое развитие.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль над выполнением домашних заданий;
- контроль над правильным произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитатель:
- автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического
процесса
воспитатели групп
Музыкальный
руководитель
Организация предметно-пространственной развивающей среды
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков.- отсутствуют

4. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Спирт, стерилизатор.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
8. Логопедический альбом для обследования речи.
9. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
10. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
11. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
12. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
13. Предметные картинки по лексическим темам.
14. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
15. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и
слухового восприятия.
16. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
17. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
3.Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область Задачи Вид деятельности
Физическое развитие : Развивать координированность и точность действий. - пальчиковая
гимнастика
- речь с движением
- физкультминутки
Социально- коммуникативное
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение
вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и
чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе
развивать коммуникативную функцию речи. - игровые ситуации
- мини инсценировки
Чтение детям художественной литературы Развивать интерес к художественной
литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное
отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к
прочитанному.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках - автоматизация
поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах
Познавательное: Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы,
подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и
память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек
или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие,
высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку
и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами.
Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с
разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой
гимнастике. - составление описательных рассказов
- автоматизация поставленных звуков в словах
- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия
- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами
- пальчиковая гимнастика
Художественно –эстетическое развитие
Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический
рисунок. - дидактические игры и упражнения. Эстетическое восприятие окружающих
предметов.

4.Содержание коррекционной работы
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения
(фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)
важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления,
которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи - Коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - Развитие фонематического восприятия
-Совершенствование слоговой структуры слов
- Коррекция звукопроизношения
Общее недоразвитие речи -Пополнение словаря
-Совершенствование грамматического строя
-Совершенствование связной речи
-Развитие фонематического восприятия
-Совершенствование слоговой структуры слов
- Коррекция звукопроизношения
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и
общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие
этапы:
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата,
подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные
упражнения:
для всех звуков: «Окошко», « Заборчик»,;
для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;
для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;
для Л: “Пароход гудит”, «Поймай мышку»;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”,
“Барабанщик»”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:
«Что спрятано?», «Футбол», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный,
механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена
естественным (физиоло¬гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в
норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
соноры Й, Л, Р, Р'
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных
особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивиду¬ально: показ артикуляции
перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки,
наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию
поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из
важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с
подготовительным этапом);
II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным
этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется
на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и
навыков).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по
тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот»,
«Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?» и др..
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из
слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в
слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или
акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой
структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки
поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой
структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,
«Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками
соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи
наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие
направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных
произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;
3. словарь признаков;
4. числительные и местоимения;
5. навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования
первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. словоизменение;
2. согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных
произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. пересказ;
2. рассказ по серии сюжетных картин;
3. рассказ по сюжетной картине. (приложение 2)
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся
знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой
(«Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания»,
«Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.) (приложение 3)
5.Планируемые результаты освоения рабочей программы
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий
звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями,
владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от
глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных
и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами
языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и
почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических
категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов,
слов, коротких предложений в пределах программы.
6.Приложения

1. Логопедическая работа по преодолению фонетикофонематического недоразвития и фонетического
недоразвития у детей в старшей и подготовительной
группе

Быкова И.Н.

Звуковая сторона речи
Период

Основное содержание работы
Произношение3

I
Сентябрь,
октябрь,
первая
половина
ноября

Выработка
дифференцированных
движений органов
артикуляционного
аппарата.

Фонематическое
восприятие
Развитие способности
узнавать и различать
неречевые звуки.

Развитие способности
узнавать и различать
Развитие речевого
звуки речи по высоте и
дыхания. Уточнение
силе голоса.
правильного
Дифференциация речевых
произношения
и неречевых звуков.
сохранных звуков:
Развитие слухового
гласные — [а], [у], [и],
внимания к звуковой
[о], [э], [ы], согласные — оболочке слова, слуховой
[м] — [м’], [н] — [н’], [п] памяти.
— [п’], [т] — [т’], [к] —
[к’],
Различение слогов,
состоящих из правильно
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
произносимых звуков.
[в] — [в’], [б] — [б’], [г]
— [г’] и т. д.
Произнесение ряда
гласных на твердой и
мягкой атаке, с
различной силой голоса
и интонацией:
• изолированно;
• в слогах
(воспроизведение звукослоговых рядов с
различной интонацией,

Развитие речи2

Знакомство детей с
анализом и синтезом
обратных слогов.
Преобразование слогов за
счет изменения одного
звука.
Различение
интонационных средств
выразительности в чужой
речи.
Различение односложных
и многосложных слов.

Закрепление навыка
употребления
категории
множественного
числа
существительных.
Закрепление навыка
употребления формы
родительного
падежа с предлогом
у. Согласование
притяжательных
местоимений мой,
моя, мое с
существительными
мужского, женского,
среднего рода.
Закрепление навыка
употребления
категории числа и
лица глаголов
настоящего времени.
Закрепление навыка
употребления в
самостоятельной
речи категорий
прошедшего
времени глаголов
множественного
числа.
Составление

силой голоса, ударением;
воспроизведение
ритмических рисунков,
предъявленных
логопедом; произнесение
различных сочетаний из
прямых, обратных и
закрытых слогов);

Выделение звука из ряда
других звуков.
Выделение ударного
гласного в начале слова,
выделение последнего
согласного звука в слове.
Выделение среднего звука
в односложном слове.

предложений по
демонстрации
действий.
Объединение этих
предложений в
короткий текст.

• в словах;
• в предложениях.
Развитие навыков
употребления в речи
восклицательной,
вопросительной и
повествовательной
интонации.

Практическое усвоение
понятий «гласный —
согласный» звук.

Постановка
отсутствующих в речи
звуков (в соответствии с
индивидуальными
особенностями речи
детей).
Автоматизация
поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах
(звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с
согласными;
• в словах, где
изучаемый звук
находится в безударном
слоге.
II
Вторая
половина
ноября —
первая

Продолжение работы над
развитием подвижности
органов
артикуляционного
аппарата. Постановка
отсутствующих звуков:

Определение наличия
звука в слове.
Распределение
предметных картинок,
названия которых

Закрепление в
самостоятельной
речи навыка:
• согласования
прилагательных с

половина
февраля

[л], [л’], [р], [р’].

включают:

Автоматизация ранее
поставленных звуков в
предложениях и
коротких текстах (см.
развитие речи).

• дифференцируемые
звуки;

Автоматизация
произношения вновь
поставленных звуков:

На этом же материале:

• определенный заданный
звук.

• определение места звука
в слове;

существительными в
роде, числе, падеже
и образования
относительных
прилагательных;
• согласования
порядковых
числительных с
существительными.
Закрепление умения:

• изолированно;
• в открытых слогах
(звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;

• выделение гласных
звуков в положении после
согласного в слоге;
• осуществление анализа и
синтеза прямого слога;

• в закрытых слогах;
• в стечении с
согласными;
• в словах, где
изучаемый звук
находится в безударном
слоге.

• выделение согласного
звука в начале слова;
• выделение гласного
звука в конце слова.

Практическое знакомство
с понятиями «твердый —
мягкий звук» и «глухой —
Дифференциация на слух звонкий».
сохранных звуков (с
проговариванием),
Формирование умения
различающихся:
различать и оценивать
правильные эталоны
• по твердости —
произношения в чужой и
мягкости [м] — [м’], [н]
собственной речи.
— [н’], [п] — [п’], [т] —
[т’], [к] — [к’], [ф] —
Различение слов, близких
[ф’], [д] — [д’], [в] —
по звуковому составу;
[в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; определение количества
слогов (гласных) в слове.
• по глухости —
звонкости: [п] — [б], [к] Дифференциация на слух
— [г], [т] — [д];
сохранных звуков (без
проговаривания):
а также:
• по твердости —
• в обратных слогах;
мягкости ([м] — [м’], [н]
— [н’], [п] — [п’], [т] —
[т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’],
• в слогах со стечением
[д] — [д’], [в] — [в’], [б]

• подбирать
однокоренные слова;
• образовывать
сложные слова;
• составлять
предложения по
демонстрации
действий, картине,
вопросам; •
распространять
предложения за счет
введения
однородных
подлежащих,
сказуемых,
дополнений,
определений; •
составлять
предложения по
опорным словам; •
составлять
предложения по
картине, серии
картин,
пересказывать
тексты, насыщенные
изучаемыми
звуками; • заучивать
стихотворения,
насыщенные
изучаемыми
звуками.
Закрепление знаний
и умений,
полученных ранее,
на новом словесном

двух согласных;

— [б’]; [г] — [г’]);

• в словах и фразах.

• по глухости —
звонкости:

материале.

[п] — [б], [к] — [г], [т] —
[д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением
двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление
предложений с
определенным словом;
• анализ двусловного
предложения;
• анализ предложения с
постепенным увеличением
количества слов.
III

Автоматизация
поставленных звуков в
собственной речи.

Вторая
половина
февраля — Дифференциация звуков
май
по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных
слогах;
• в слогах со стечением
трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких
текстах;
• закрепление умений,
полученных ранее, на
новом речевом

Составление схемы слова
с выделением ударного
слога.
Выбор слова к
соответствующей
графической схеме.

Активизация
приобретенных
навыков в
специально
организованных
речевых ситуациях;

в коллективных
Выбор графической схемы формах общения
детей между собой.
к соответствующему
слову.
Развитие детской
самостоятельности
Преобразование слов за
счет замены одного звука при оречевлении
предметноили слога.
практической
Подбор слова с заданным деятельности с
соблюдением
количеством звуков.
фонетической
правильности речи.
Определение
последовательности
звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка
следования звуков в слове.

материале.

Определение количества и
порядка слогов в слове.
Определение звуков,
стоящих перед или после
определенного звука.
Составление слов из
заданной
последовательности
звуков.

Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного
аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных
грамматических форм речи.
В итоге логопедической работы дети должны:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре,
пересказе, чтении стихов.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и
фонетического недоразвития речи у детей в подготовительной группе
Период

Произношение

Развитие речи

Подготовка к обучению
грамоте

Индивидуальные и
1. Воспитание
подгрупповые занятия направленности внимания
к изучению
Сентябрь,
грамматических форм
октябрь 1. Постановка и
слов за счет сравнения и
первоначальное
сопоставления:
закрепление звуков
существительных
[к], [к’], [х], [х’], [j],
единственного и
[ы], [с], [с’], [з], [з’],
множественного числа с
[л], [л’], [ш], [ж], [р],
окончаниями и, ы, а
[р’] и др. В
(куски, кусты, кружки,
соответствии с
письма); различных
индивидуальными
окончаний
планами занятий.
существительных
множественного числа,
2. Преодоление
личных окончаний
затруднений в
существительных
произношении
сложных по структуре множественного числа
родительного падежа
слов, состоящих из
(много кусков, оленей,
правильно
произносимых звуков. стульев, лент, окони т.
д.).
3. Формирование
Согласование глаголов
грамматически
единственного и
правильной речи.
множественного числа
настоящего времени с
4. Звуковой анализ и
синтез слогов и слов, существительными
(залаяла собака, залаяли ...
чтение, письмо в
собаки); сравнение личных
случае
окончаний глаголов
индивидуальных
настоящего времени в
затруднений.
единственном и
множественном числе
Подгрупповые
(поет Валя, поют ...
занятия
дети); привлечение
внимания к родовой
1. Закрепление
принадлежности
правильного
произношения звуков предметов (мой ... стакан,
моя ... сумка).
[у], [а], [и], [п], [п’],
[э], [т], [т’], [к], [к’],
2. Словарная работа.
[м], [м’], [л’], [о], [х],
Привлечение внимания к
[х’], [j], [ы], [с].
образованию слов
способом присоединения
2. Различение звуков
приставки (наливает,
на слух: гласных —
поливает, выливает...);
([у], [а], [и], [э], [о],
[ы]), согласных — [п], способом присоединения
суффиксов (мех —
[т], [м], [к], [д], [к’],
меховой — меховая, лимон
[г], [х], [л], [л’], [j],
— лимонный — лимонная);
[р], [р’], [с], [с’], [з],
I

1. Анализ звукового
состава правильно
произносимых слов (в
связи с формированием
навыков произношения
и развития
фонематического
восприятия). Выделение
начального гласного из
слов (Аня, ива, утка),
последовательное
называние гласных из
ряда двух — трех
гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез
обратных слогов,
например «am», «ит»;
выделение последнего
согласного из слов
(«мак», «кот»).
Выделение
слогообразующего
гласного в позиции
после согласного из
слов, например: «ком»,
«кнут». Выделение
первого согласного в
слове.
Анализ и синтез слогов
(«та», «ми») и слов:
«суп», «кит» (все
упражнения по
усвоению навыков
звукового анализа и
синтеза проводятся в
игровой форме).
2. Формирование
навыка слогового
чтения.
Последовательное
знакомство с буквами у,
а, и, п, т, м, к, о, ы, с на
основе четкого
правильного
произношения твердых
и мягких звуков,
постепенно
отрабатываемых в

[з’], [ц]
в различных звукослоговых структурах
и словах без
проговаривания.
3. Дифференциация
правильно
произносимых звуков:
[к] — [х], [л’] — [j],
[ы] — [и].
4. Усвоение слов
различной звукослоговой сложности
(преимущественно
двух- и трехсложных)
в связи с
закреплением
правильного
произношения звуков.
Усвоение доступных
ритмических моделей
слов: тá—та, та—
тá, тá—та—та,
та—тá—та.
Определение
ритмических моделей
слов: вата—тáта,
вода—татáи т. п.
Соотнесение слова с
заданной
ритмической
моделью.

способом словосложения
(пылесос, сенокос,
снегопад); к словам с
уменьшительноласкательным значением
(пенек, лесок, колесико).

соответствии с
программой по
формированию
произношения

3. Предложение, связная
речь.
Привлечение внимания к
составу простого
распространенного
предложения с прямым
дополнением (Валя
читает книгу); выделение
слов из предложений с
помощью вопросов:
кто? что делает? делает
что?; составление
предложений из слов,
данных полностью или
частично в начальной
форме; воспитание навыка
отвечать кратким (одним
словом) и полным ответом
на вопросы.

Постепенное усвоение
терминов «звук»,
«буква», «слово»,
«слог», «гласный звук»,
«согласный звук»,
«твердый звук»,
«мягкий звук».

Составление простых
распространенных
предложений с
использованием предлогов
на, у, в, под, над, с, со по
картинкам, по
демонстрации действий,
по вопросам.
Объединение нескольких
предложений в небольшой
рассказ.
Заучивание текстов
наизусть.

II
Ноябрь,
декабрь,
январь,
февраль

Индивидуальные и
1. Развитие внимания к
подгрупповые занятия изменению
грамматических форм
слов в зависимости от
1. Постановка и
рода, числа, падежа,
первоначальное
времени действия
закрепление звуков:
[т], [б], [б’], [д], [д’],

1. Звуковой анализ слов
Деление слов на слоги,
составление слоговой
схемы односложных и
двухсложных слов.
Звуко-слоговой анализ

[г], [г’], [ш], [ж], [л],
[р], [р’], [ц], [ч], [ш] в
соответствии с
индивидуальными
планами и планами
подгрупповых
занятий.

Усвоение наиболее
сложных форм
множественного числа
существительных (пальто,
торты, крылья...).

Усвоение форм
множественного числа
2. Преодоление
родительного падежа
затруднений в
существительных (много
произношении
— яблок, платьев).
трудных по структуре Привлечение внимания к
слов, состоящих из
падежным окончаниям
правильно
существительных (В лесу
произносимых звуков жила белка. Дети
(строительство,
любовались ... белкой.
космонавт и др.).
Дети кормили ... белку); к
согласованию
прилагательных с
3. Формирование
существительными
связной,
мужского и женского рода
грамматически
в единственном и
правильной речи с
множественном числе
учетом
(большой ... мишка,
индивидуальных
большая ... кошка,
особенностей детей.
большие ... кубики);к
согласованию
Подгрупповые
прилагательных с
занятия
существительными
среднего рода и
1. Закрепление
сопоставлению окончаний
правильного
произношения звуков: прилагательных мужского,
женского и среднего рода
[с] (продолжение),
в единственном и
[с’], [з], [з’], [б], [б’],
множественном числе (ой
[д], [д’], [г], [г’], [ш],
... голубой платок; ая...
[л], [ж], [р], [р’].
голубая лента; ое ...
голубое платье; ые...
2. Различение звуков
на слух: [с] — [с’], [з] голубые полотенца).
— [з’], [з] — [з’] —
Употребление сочетаний
[с] — [с’], [б] — [б’]
прилагательных с
— [п] — [п’], [д] —
существительными
[д’],
единственного и
множественного числа в
[д] — [д’] — [т] —
составе предложения в
[т’] — [г] — [г’], [г]
— [г’] — [к] — [к’] — разных падежах (В зале
много... светлых ламп.
[д] — [д’], [ш] — [с]
Дети кормили морковкой...
— [ж] — [щ], [л] —
белого кролика. Дети
[л’] — [р] — [р’], [ж]
давали корм... белым
— [з] — [ш] (без

слов, таких, как косы,
сани, суп, утка.
Составление схемы слов
из полосок и фишек.
Звуки гласные и
согласные; твердые и
мягкие.
Качественная
характеристика звуков.
Усвоение
слогообразующей роли
гласных (в каждом
слоге один гласный
звук).
Развитие умения
находить в слове
ударный гласный.
Развитие умения
подбирать слова к
данным схемам.

2. Звуки и буквы
Определение различий
и качественных
характеристик звуков:
«гласный —

проговаривания).

кроликам...). Воспитание
умения в простых случаях
сочетать числительные с
3. Дифференциация
существительными в роде,
правильно
произносимых звуков: числе, падеже (Куклам
сшили... два платья... пять
[с] — [с’], [з] — [з’],
платьев, две рубашки...
[б] — [п], [д] — [т],
пять рубашек).
[г] — [к], [с] — [ш],
[ж] — [з], [ж] — [ш],
[с] — [ш] — [з] —
Сравнение и
[ж], [р] — [р’], [л] —
сопоставление глаголов
[л’].
настоящего, прошедшего и
будущего времени (катаю
— катал — буду катать);
4. Усвоение слов
глаголов совершенного и
сложного слогового
несовершенного вида
состава (тротуар,
(красит — выкрасил).
перекресток,
экскаватор и др.) в
связи с закреплением 2. Словарная работа.
правильного
произношения
Привлечение внимания к
перечисленных
образованию слов (на
звуков.
новом лексическом
материале) способом
5. Анализ и синтез
присоединения приставки
звукового состава
(прибыл, приклеил,
слов, усвоенной
прибежал, приполз,
звуко-слоговой
прискакал; уехал, приехал,
структуры.
подъехал, заехал);
способом присоединения
суффиксов — образование
относительных
прилагательных
(деревянный, ая, ое, ые;
пластмассовый, ая, ое,
ые),за счет словосложения
(трехколесный,
первоклассник).
Формирование умения
употреблять образованные
слова в составе
предложений в различных
падежных формах (У меня
нет ... стеклянной вазы. Я
катался на ...
трехколесном велосипеде.
Грузовик подъехал к
заводу).Привлечение
внимания к глаголам с
чередованием согласных

согласный», «твердый
— мягкий», «звонкий —
глухой».
3. Слово

4. Предложение
Формирование умения
делить на слова
предложения простой
конструкции без
предлогов и с
предлогами.
5.Пересказ
прочитанного.
Закрепление навыка
контроля за
правильностью и
отчетливостью своей
речи.

(стричь, стригу,
стрижет...). Образование
уменьшительноласкательной формы
существительных и
прилагательных (У лисы
длинный пушистый
хвост.У зайчика
коротенький пушистый
хвостик).
3. Предложения
Привлечение внимания к
порядку слов и изменению
форм слов в составе
простого
распространенного
предложения.
Составление предложений
без предлогов и с
предлогами на, под, над, к,
у, от, с (со), из, в, по,
между, за, перед, из слов в
начальной форме
(скамейка, под, спать,
собака — Под скамейкой
спит собака...).
Составление предложений
из «живых слов» (которые
изображают дети) и
распространение
предложений с помощью
вопросов (Миша вешает
шубу — Миша вешает в
шкаф меховую
шубу).Составление
предложений с
использованием заданных
словосочетаний
(серенькую белочку —
Дети видели в лесу
серенькую белочку...;
серенькой белочке — Дети
дали орешков серенькой
белочке...). Добавление в
предложение
пропущенных предлогов:
кусты сирени посадили ...

(перед, за)домом; елочка
росла ... (у, около,
возле)дома. Закрепление
навыков составления
полного ответа на
поставленный вопрос.
4. Связная речь
Составление детьми
предложений по
результатам выполнения
словесной инструкции
(надо встать со стула,
выйти из-за стола,
подойти к большому
столу, взять зеленую
грузовую машину и
поставить ее на среднюю
полку шкафа). Развитие
умения составить рассказ
из предложений, данных в
задуманной
последовательности.
Развитие умения
пересказывать тексты.
Заучивание наизусть
прозаических и
стихотворных текстов,
скороговорок.
III

Индивидуальные

Март,
Окончательное
апрель,
исправление всех
май, июнь недостатков речи в
соответствии с
индивидуальными
особенностями детей.
Подгоруповые
занятия

1. Развитие внимания к
изменению
грамматических форм
слова в зависимости от
рода, числа, падежа,
времени действия
Закрепление полученных
ранее навыков.

2. Словарная работа
Закрепление (на новом
лексическом материале)
1) Закрепление
полученных навыков
правильного
произношения [ц], [ч], образования слов за счет
присоединения приставки
[щ] и всех ранее
или суффикса, за счет
пройденных звуков.
словосложения.
2) Различение на слух: Образование
существительных,
[ч] — [т’] — [с’] —
обозначающих лица по их
[щ], [ц] — [т’] — [с],

1. Звуки и буквы
2. Слово
Закрепление навыка
звуко-слогового анализа
слов различной
сложности,
произношение которых
не расходится с
написанием.
Подбор слов по схемам
и моделям.
Проведение в
занимательной форме
упражнений в
определении звукового
состава слов.

[щ] — [ч] — [с’] —
[ш].
3) Дифференциация
правильно
произносимых звуков:
[ч] — [т’], [ч] — [с’],
[ц] — [с], [щ] — [ш],
[щ] — [ч], [щ] — [с’].
4) Усвоение
многосложных слов в
связи с закреплением
правильного
произношения всех
звуков речи
(учительница,
часовщик,
электрический),
употребление их в
самостоятельной
речи.
5) Анализ слов
сложного звукослогового состава.

деятельности, профессии
(учитель, учительница,
ученик; футбол,
футболист).
Формирование умения
использовать
образованные слова в
составе предложений.

Проведение в
занимательной форме
(загадки, кроссворды,
ребусы) постоянно
усложняющихся
упражнений,
направленных на
определение буквенного
состава слов.

Развитие умения
подбирать родственные
слова (снег, снежок,
снеговик, Снегурочка,
снежный...).

3. Предложение

Образование
уменьшительноласкательной формы
существительных и
прилагательных (на
усложненном лексическом
материале).

.

Привлечение внимания к
многозначности слов
(иголка для шитья, иголки
у ежа, иголки у елки).

Выделение в
предложении отдельных
слов.

Закрепление умения
давать точные ответы
по прочитанному,
ставить вопросы к
несложному тексту,
пересказывать
прочитанные тексты.
Заучивание наизусть
стихотворений,
скороговорок, загадок.

3. Предложения
Закрепление (на новом
лексическом материале)
навыков составления и
распространения
предложений. Умение
пользоваться
предложениями с
предлогами «из-под», «изза»: кот вылез... (из-под)
стола.
Привлечение внимания к
предложениям с
однородными членами
(Дети бегали. Дети
прыгали. Дети бегали и
прыгали).
Составление предложений
по опорным словам,

Закрепление навыков
описывания,
дальнейшее развитие
навыков чтения,
формирование навыка
сознательного слитного
чтения.

например: мальчик,
рисовать, краски.
Составление
сложноподчиненных
предложений (по образцу,
данному логопедом) с
союзами «чтобы»,
«потому что», «если» и др.
(Мы сегодня не пойдем
гулять, потому что идет
дождь. Если завтра ко
мне придут гости, я
испеку пирог...); с
относительным
местоимением «который»
(Роме понравился
конструктор.
Конструктор подарил ему
брат. Роме понравился
конструктор, который
подарил ему брат).
4. Связная речь
Закрепление всех
полученных ранее
навыков. Воспитание
умения использовать при
пересказе сложные
предложения.
Развитие умения связно и
последовательно
пересказывать текст,
пользуясь фонетически и
грамматически
правильной
выразительной речью.
Формирование навыка
составления рассказа по
картинке, по серии картин.
Заучивание наизусть
прозаических и
стихотворных текстов,
скороговорок.

Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук»,
«слог», «предложение» на практическом уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

3. Учебно-тематический планирование.
Осуществляется согласно коррекционной программе Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной
«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
Используется методика З.Е. Агранович, С.В. Коноваленко, В.В.Коноваленко,
О.И.Крупенчук.

4. Мониторинг.
Диагностика речевого развития проводится два раза в год (начало и конец года).

5. Работа с родителями
1. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям
(илилицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых
нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет
индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий
с ребёнкоми делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы
педагогов детскогосада и родителей.
2. Участие в родительских конференциях .
3. Участие в групповых родительских собраниях в старших группах:
Тема: «Совместная работа логопеда и родителей»
4. Приглашение родителей на индивидуальные консультации.
5. Приглашение на открытые занятия.
6. Оформление для родителей информационного логопедического стенда.
7. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий с детьми. Родителям
оказываетс я помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической
тетради, дидактического материала для занятий дома; предлагаются игры и упражнения
на развитие ар тикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также на развитие
психических процессов;
Логопед напоминает о том, что систематические занятия с ребёнком дома по закрепле
нию изученного на логопедических занятиях материала по автоматизации поставленных
звуков и введению их в речь, приводят к положительному результату и наиболее эффек
тивной работе.

Приложение 3
Литература для родителей:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. —
СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
3. Блисковская Ю., Грозовский М., Ворламова Н. Азбука. — М.: Росмэн, 2009.
4. Бортникова Е. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: Литур, 2006.
5. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М., 1999.
6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2001.
7. Жукова Н. С. Букварь. — М.: ЭКСМО, 2008.
8. Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
9. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4—5лет. — М.: Ювента,
2007.
10. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет. — М.:
Ювента, 2008.
11. Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. — М.: Ювента, 2001.
12. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Ювента, 2007.
13. Скворцова И. В. Логопедические игры. — М.: ОЛМА, 2008.
14. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. — М.: Книголюб, 2007.
15. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. — М.: Книголюб, 2005.
16. Теремкова Н. Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. — М.: Гном,
2007.
7.Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей
группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятияв
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. –
М.: Гном-Пресс, 1998.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
8. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера,
2007.
9. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. – СПб.:
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
10. Поволяева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
11.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в
дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
13.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет.
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».