21.01.2020
Консультация для родителей.
Воспитание
культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Воспитание
культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую
роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно –
гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в
мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и
дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно –
гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и
качеств.
Культурно
– гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой
деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения
простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При
обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его
выполнения.
По
мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля
самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают
удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом
самостоятельно.
Ласковый
голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на
взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более
привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша.
При умывании.
Зайка
начал умываться,
Видно
в гости он собрался.
Вымыл
ротик, вымыл носик,
Вымыл
ухо, вот и сухо!
При расчесывании.
Петушок
– петушок,
Расчеши
мне гребешок.
Ну,
пожалуйста, прошу,
Я
кудряшки расчешу!
При кормлении.
Каша
вкусная дымится,
Леша
кашу есть садится.
Очень
каша хороша,
Ел
он кашу не спеша.
Ложка
за ложкой,
Ел
понемножку.
При засыпании.
Вот
лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи
это пятки, мягки да сладки?
Прибегут
гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь
скорей, не зевай,
Одеяльцем
накрывай!
При одевании.
Даша
варежку надела:
Даша
варежку сняла:
«Посмотрите
– ка, нашла!»
Навыки
детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы
детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее
условие – единство требований со стороны взрослых.
Обязанность
родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка
в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их
соблюдали.
Малыш
за столом.
Прием
пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки,
глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать,
что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную
посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне
высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб
самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах ( ребенок будет сам вытирать
лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Критерии
опрятной еды.
-
Правильно держать ложку (правой или левой рукой).
-
Не крошить хлеб.
-
Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
-
Не разговаривать с полным ртом.
-
Пользоваться салфеткой.
-
Пользоваться только своим прибором.
-
Тихо выходить по окончании еды из – за
стола.
-
Благодарить.
Малыш
умывается.
Для
ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические
процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со
знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При
умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки: учить детей с помощью
взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем
и знать его место.
Перед
гигиеническими процедурами нужно:
-
Завернуть рукава одежды ребенка.
-
Проверить температуру воды.
-
Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими
друг о друга.
-
Смывает мыло под струей воды.
-
Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все
действия сопровождаются разговором.
Малыш
одевается и раздевается.
В
процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать
одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки
у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую
одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2020
Дата обновления: 21.01.2020
Дата публикации: 21.01.2020