Физическая готовность ребенка к школе
27.01.2020
Физическая готовность ребенка к школе
Для успешного обучения в школе
ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и
прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни,
нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых
взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения
нервной системы и других функциональных систем детского организма, что
сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в
школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не
адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует
о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный
период жизни.
Достаточная физическая подготовка
предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое
и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только
противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных
условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно
и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Физическая готовность ребенка к
школе. Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть
успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом
возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития
ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг,
окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более
сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно
обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления,
шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.
Дети знакомятся с техническими
элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках,
плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые
спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к
развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость,
ловкость, быстрота, сила.
К моменту поступления в школу у
ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки,
сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный
арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать
естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его
индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500.
Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям
характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической
культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Физическое воспитание детей
дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической
культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая
учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика,
физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для
обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной
работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные
сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления,
способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами
физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной
двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются
индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих
воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки
к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством
биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее
развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень
познавательных способностей и т. Д.
Умственная работоспособность
дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно
работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут
занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в
отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста
характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные
задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую
настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно
справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными
требованиями.
В то же время при выполнении
длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий
у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких
результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как
бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень
работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными
кратковременными спадами и последующими подъемами.
Проблема развития умственной работоспособности
дошкольников до конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными
различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети
обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной
работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их
предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.
Физическая готовность ребенка к
школе. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы,
но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии,
которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу
у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к
самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий
работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия,
активно будет участвовать в образовательном процессе.
- при распределении
учебного материала следует учитывать, что в начале каждого занятия в течение 4-5
минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал. Эмоциональное,
интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет
воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.
- очень часто причина
массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном,
несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических
приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.
- после включения детей
в работу целесообразно в течение 10-15 минут дать наиболее трудный новый
материал, а потом провести физкультминутку. Последняя часть (1/3) занятия вновь
облегчается за счет повторения пройденного материала. Воспитатель использует
живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.
- в связи со снижением
работоспособности надо усилить внимание к поведению ребенка, предоставить ему
дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и т.
д.
Выполнил: руководитель
по ФК Севергина А.В
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2020
Дата обновления: 27.01.2020
Дата публикации: 27.01.2020