Проект «Расскажем детям о ВОВ»

25.05.2020

МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

                 

Проект «Расскажем детям о ВОВ»

 во второй младшей группе.

               

Выполнила:

Воспитатель: Киршанова Л.Г.

                                 

                                           2020 год

 

Проект «Расскажем детям о ВОВ»

 

Тип проекта:

-обучающий, информационный, творческий

Продолжительность: краткосрочный  (с 1.05.2020-по 10.05.2020г.)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта: Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  • Дать элементарные представления о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии;

·        Познакомить детей с праздником «День Победы»;

  • Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Побуждать детей к совместной деятельности с родителями;
  • Формировать у дошкольников уважение  и чувство гордости за Родину и её   славных защитников, умение слушать взрослых;
  • Расширять запас слов на военную тему: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия, защитник ;
  • Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей;
  • Привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в патриотическом воспитании детей;
  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования
  • Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать  Родину.

     Содержание проекта.

  Актуальность

    В настоящее время уделяется особое внимание к решению задач  патриотического воспитания детей.

   Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общество и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

   Наши дети должны ценить слово «Мир», чтить подвиги нашего народа и гордиться своими героями. Перед нами стоит задача  дать не только знания о героическом прошлом, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к старшему поколению. Наши дети должны знать, какой ценой нам достался мир, как наш народ выстоял во время ВОВ, какие испытания легли на его плечи.

   Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания,  навыки, привычки способы поведения, складывающиеся черты характера- оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

    При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется  делом весьма трудным, а подчас и не возможным.

 Проблема.

Незнание детьми праздника - День Победы, о ветеранах Великой отечественной войны. Родители не рассказывают и не передают историю своих дедов, отцов новому поколению.
Углубить знания детей 3-4 лет о ВОВ: событиях, фактах, подвигах советских солдат. Сформировать такие понятия как: «ветераны», «Родина», «победа», «солдат», «армия», «защитник».  Расширить знания детей об истории нашей страны.

 Гипотеза.

   Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство  Родины.

 

4. Форма взаимодействия с родителями.

1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с праздником «День Победы»»;

2. Показ презентации «Расскажем детям о ВОВ»;
3. Выставка совместного творчества родителей;

4. Рисование « Салют»;

5. Рисование  «Георгиевская ленточка»;

6. Консультация для родителей « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»;

7.Знакомство родителей с  нетрадиционной техникой рисования « Салюта»;

8. Совместное изготовление объёмного голубя.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

 -  Новые знания и представления детей о ВОВ, о своей Родине, героях ВОВ, их подвигах.

 - Познакомились  с военной техникой времен ВОВ, с городами-героями.  Дети и родители испытывали гордость за героическое прошлое нашей Родины, за своих прабабушек и прадедушек.

-  Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.);

 - Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

-  Наладить активный контакт с родителями и детьми.

- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей  в образовательный процесс.

-  Выставка работ (рисунки, аппликации ).

- Участие в конкурсах «Чтение стихотворений онлайн, конкурс рисунков «Знамя Победы», акция «Георгиевская ленточка».

                                                       

Перспективное планирование проектной деятельности:

Реализация проекта:

Подготовительный этап.

  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
  • Информирование родителей о теме данного проекта.

Практический этап

 Совместная работа детей и родителей

1.Рассматривание материала по теме «День Победы», иллюстраций и альбомов «Великая Отечественная Война»;
2. Беседа «Знакомство с праздником»;

3. Чтение рассказов и стихов:

«Много звёзд» З. Александрова; «Шинель» Е. Благинина;  Отрывки из книги С. Баруздина  « Шёл по улице солдат» ( « За Родину», « Слава», « Точно в цель»)
4. Рисование « Салют», «Георгиевская ленточка»;

5. Изготовление из бумаги объёмного голубя;
6. Заучивание и чтение стихотворений на тему «День Победы»; участие детей в онлайн конкурсе;

7. Дыхательная гимнастика «Флажок»;
8. Физкультминутки:  «Мы военные», Пилоты», « Наша Армия», «Солдатик».

9.Дидактические игры: «Отгадай загадки», «Скажи наоборот»,

  « Один и много» ,« Найди предмет по описанию»,  « Что у мальчика»;
10.Слушание песен на военную тематику: "Мы идем с флажками" и «Наша Родина сильна» А. Филиппенко, «День Победы»;

11. Отгадывание загадок.
  Заключительный этап

1. Оценка полученных  результатов  реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемым результатом;

2. Награждение детей за участие в онлайн- конкурсах;

3.Создание видео ролика  и коллажа « Георгиевская ленточка».
4. Совместное оформление родителей и детей « Окна Победы»

 

                                            Приложение

Физкультминутка: «Мы военные» 

Мы станем все военными (шагают на месте) 
Большими, здоровенными  (руки вытянуть вверх, опустить через стороны)
Будем в Армии служить  

Будем Родину любить(движения повторяются) 
Сад и дом свой охранять  (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)
Будем мир мы защищать! (шагают на месте)

Физкультминутка « Пилоты»

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)

 Физкультминутка «Солдатик»

 Давайте немножко разомнёмся.

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик – смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик – стойкий,

На одной ноге постой – ка!

Если ты солдатик – стойкий,

На другой ноге постой – ка.

А теперь солдатик бравый,

 Маршируем  до заставы.

 

Как солдаты на параде, 
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой -раз , правой -раз , 
Посмотрите все на нас. 
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей. 
Застучали наши ножки - Громче и быстрей! 
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише! 
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше. 
Завертелись наши ручки , Снова опустились. 
Мы на месте покружились и остановились.

Физкультминутка « Наша Армия»

Ровным строем мы идём -раз, два, три (Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)

В барабаны звонко бьём- раз, два, три (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)

Мы летим, как самолёт-раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)

Ускоряется полёт-раз, два, три (ускоряем движение)

Пересели в вертолёт-раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер)

Поднимает в верх пилот - раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)

На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)

И всех-всех опередим- раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)

Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)

Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)

Наши пушки метко бьют- раз, два, три (боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

Дидактические игры для детей 3-4 лет

   

 игра: «Отгадай загадки».

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было … (войны).

Великий подвиг совершает,

Всё он в один миг решает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно … (герой).

Он готов в огонь и в бой

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град

Не покинет пост … (солдат).

Гусеницы две ползут

Башню с пушками везут (танк).

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет

Что такое? (Самолёт)

 

Имя девичье носила

И врага огнём косила,

Вражьи замыслы поруша,

Легендарная … (Катюша).

Говорят, что я ручная,

Почему – сама не знаю.

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки. (Граната).

Вдруг из тёмной темноты

В небе выросли кусты.

А на них – то голубые, пунцовые, золотые

Распускаются цветы небывалой красоты. (Салют).

 

 игра: «Скажи наоборот».

Цель: Учить детей подбирать слова противоположного значения различных категорий

(имя существительное, глагол, прилагательное, наречие).

Зло - … (добро) Тьма - … (свет)

Темно - … (светло) Война - … (мир)

Громко - … (тихо) Смерть - … (жизнь)

Чёрное - … (белое) Захват - … (освобождение)Хочу такой сайт

Трусливый - … (смелый) Отступать - … (наступать)

Слабый - … (сильный) Сытый - … (голодный)

 

 игра: «Один – много».

Цель: Пополнить словарь детей по лексической теме: «Победа в Великой

Отечественной

войне и учить образовывать существительные и глаголы во мн. число.

Граната - … (гранаты) Бомба - … Солдат идёт - …

Танк - … Самолёт - … Боец стреляет - …

Корабль - … Парашют - … Лётчик сидит - …

Автомат - … Котелок - … Пограничник охраняет - …

Пулемёт - … Паёк - … Матрос плывёт - …

 

 игра: «Что у мальчика?»

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми

мужчинами - солдатами воевали и мальчишки. Их называли «сын полка». У взрослого бойца были большие предметы, а у мальчика – маленькие.

 

У бойца гимнастёрка, а у мальчика … (гимнастёрочка).

У бойца пилотка, а у мальчика … (пилоточка).

У бойца сапоги, а у мальчика … (сапожки).

У бойца ремень, а у мальчика … (ремешок).

У бойца погоны, а у мальчика … (погончики).

У бойца звезда, а у мальчика … (звёздочка).

У бойца пистолет, а у мальчика … (пистолетик).

У бойца котелок, а у мальчика … (котелочек).

У бойца рюкзак, а у мальчика … (рюкзачок).

У бойца винтовка, а у мальчика … (винтовочка).

 

« Найди предмет по описанию»

Задачи: Развивать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, учить описывать предмет

                               

Консультация для родителей  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье
Задачи:
- приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего села, страны;
- развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
- воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

    «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
                                                                                       Академик Д.С.Лихачёв


     Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
     Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
     Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

      В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
    Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс  задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;  своем селе;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
    Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2. Знакомство дошкольников с родным селом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого нашего села, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде,  затем о нашем селе, стране.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте  онлайн-экскурсии в музеи, к  памятникам, расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.

3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметит  интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым.

     В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические  чувства, но и формируют его взаимоотношения  со взрослыми и сверстниками.
    Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

    

Учим стихи!!! 

  1.Мир и дружба всем нужны,

    Мир важней всего на свете,

    На земле, где нет войны,

    Ночью спят спокойно дети.

   Там, где пушки не гремят,

   В небе солнце ярко светит.

   Нужен мир для всех ребят.

   Нужен мир на всей планете!  (Максим)

2. Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

 Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

 Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!  (Глеб)

3. Поздравляю с Днем Победы,
С днем добра и мира.
Слава нашим ветеранам,
Слава командирам.

Пусть войны не будет больше,
Не гремят пусть канонады,
Чистым небо будет пусть,
Большего не надо. (Никита)

4. Вся страна выходит на парад,
День Победы — гордость всех ребят.
Так пускай салюты прогремят
В память всех сражавшихся солдат! (Диана)

5. Ветераны, вам низкий поклон,
Вы великие, храбрые люди,
С Днем Победы родная страна,
Воевать мы больше не будем!(Саша Ф)


6
. С днем Победы! Этот праздник
С нами каждый год!
Я хочу: пусть каждый день
С нами он живет!

Каждый день пусть согревает
Огонек внутри!
Сердце пусть не забывает
Горести войны! (Донир)


7.
Про день Победы слышали не раз,
Она так дорога и радостна для нас,
Пришла весной — в день яркий, лучший самый,
Я на салют шагаю — вместе с мамой! (Мирон)

8. Весной все зелено, красиво,
И люди от того счастливы,
Что есть наш праздник — день Победы,
Который подарили наши деды! (Настя)


19.
День Победы — праздник лучший самый,
Мы спешим на площадь вместе с мамой,
Там красивый праздничный парад,
На погонах — звездочки горят! (Егор)


10. Дети с цветами — они поздравляют —

Всех ветеранов — заслугу их знают,
Ведь подарили Победу — они,
Яркий салют в середине весны! (Саша П)


11. Как хорошо жить в мире и добре,

В большой и замечательной стране.
Учиться, танцевать или играть,
А летом беззаботно отдыхать.
За это мы «Спасибо» говорим,
Всем тем, кто нам победу подарил! (София)


12. День Победы важный,

Каждый солдат был отважный.
Родину спасли герои,
Поклонимся им мы стоя. (Олег)

13. Победа — праздник лучший самый,
Он важен для отца и мамы,
Он важен бабушке и деду,
Они так ждали ту победу,
Он важен детям всей России,
Чтобы могли расти — счастливы! (Алексей К)

14. День Победы — люди все ждут,
В небе сверкает красивый салют,
Красная площадь в знаменах, шарах,
В ярких весенних душистых цветах. (Юрий)

15.Салют завершает наш праздник большой,
Ведь он не простой, его ждем всей душой!
Его долго ждали деды и отцы,
Они — победили, они — молодцы!(Костя)

16. Победа — праздник лучший самый,
Он важен для отца и мамы,
Он важен бабушке и деду,
Они так ждали ту победу,
Он важен детям всей России,
Чтобы могли расти — счастливы! ( Артём)

17. 9 Мая — день самый святой,
Его принимаем с открытой душой,
Стал самым великим в истории он:
Победный салют — озарил небосклон (Тамир)

19. Победа — праздник лучший самый,
Он важен для отца и мамы,
Он важен бабушке и деду,
Они так ждали ту победу,
Он важен детям всей России,
Чтобы могли расти — счастливы!

Стихи и рассказы для чтения

Елена Благинина — Шинель: Стих

— Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —
Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!

— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —
потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.

«Много звёзд…»

З. Александрова

Много звёзд на небе, много на земле.

Светятся, сияют звёзды на Кремле,

На пилотке носит звёздочку солдат,

Звёзды у героев на груди блестят,

И у самолётов звёзды на крыле...

Много звёзд на небе, много на земле.

«Дуют ветры в феврале»

 

Землянка

Рисунок Н.ЦейтлинаВсю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинели, прижимались плотнее друг к другу.

Рисунок Н.ЦейтлинаВ одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

"Как же в такой каменной земле копать яму?" - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил и глядел, всё ли делается правильно.

- Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков... Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим - на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

- Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и берёзу - они и сырые хорошо горят...

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры - одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.Рисунок Н.Цейтлина

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

"До чего же хорошо спать в землянке!" - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей лица, чтобы не так жгло морозом.

   

 Отрывки из книги С Баруздина «Шёл по улице солдат»                                            «ЗА РОДИНУ!»

Шел по улице солдат. Июньским солнечным днем шел. Днем беспокойным,
тревожным. Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами. Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна — самая огромная и великая. С ним был народ — самый сильный. Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский солдат!
Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет
солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под
Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом…
— За Родину! — кричит солдат и идет в бой.
Идет в бой пехота — стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы…
— За Родину!
Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из
тяжелых гаубиц и «катюш».
— За Родину!
Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.
— За Родину!
По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы,
подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки — и на них идут на врага военные моряки.
— За Родину!
Взмывают в небо самолеты — истребители, бомбардировщики, разведчики.
И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:
— За Родину!
Это идут сражаться с врагом лесные солдаты — партизаны.
Идет солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что Зимний брал, в
гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал…
Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.
И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.
— За Родину!

                                               

«СЛАВА»

Шел по улице солдат. Усталый и довольный. Сколько лет солдат на свете
прожил, сколько боев прошел, а такого дня еще не было в его жизни, чтоб
первомайский праздник в Берлине встречать. И вот Первое мая в Берлине!
Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!
Шел по улицам Берлина солдат.
— Слава советскому солдату! — говорили жители Берлина.
А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С
девочкой на плече, с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.
Где только нет таких памятников нашему солдату! В Германии и Польше, в
Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии… Всюду, где бывал, сражался и побеждал наш солдат.
Шел по улице солдат. Вернулся на Родину солдат. Домой вернулся. По
московской улице шел солдат на Красную площадь. У Мавзолея Ленина бросил он на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.
— Слава тебе, родной! — говорили москвичи.
И стали качать солдата:
— Слава! Слава! Слава!

                                 «ТОЧНО В ЦЕЛЬ!»

Шел по улице солдат. Совсем молодой солдат, а на груди у него боевой
орден.
Откуда орден, когда солдат на войне не был? Да и не мог он быть на
войне. Война уже кончалась, а солдат еще на свет не родился.
И вот сейчас, в мирное время, получил молодой солдат боевой орден. За
что? А было так.
Высоко в небе летел самолет. Так высоко, что с земли не увидишь, не
услышишь. Самолет не наш — чужой, из далекой страны. Приказали летчику: незаметно пролететь над Советским Союзом и рассекретить наши военные тайны.
Где какой завод у нас стоит — сфотографировать! Где какие воинские части
расположены — сфотографировать! Где какие военные аэродромы есть —
сфотографировать!
Не виден был чужой самолет с земли, да только наши зенитчики по
приборам его обнаружили. Где летит, на какой высоте, даже марку самолета определили точно.
— По местам! — раздалась команда.
Заняли ракетчики свои места. Направили ракету на невидимую цель.
Доложили:
— Готово!
Еще команда. Взрыв! Пошла ракета высоко в небо, оставляя за собой хвост дыма. Минута, другая, а ракета уже цель нашла. Загорелся самолет. А летчик на парашюте выбросился и долго еще удивлялся потом, как это его на такой высоте обнаружили и сбили.
А зенитчикам нашим, ракетчикам, ордена дали за точное попадание. И
самому молодому солдату тоже.
Вот почему шел по улице солдат с боевым орденом.

               

   

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.05.2020

Дата обновления: 25.05.2020

Дата публикации: 25.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».