Предупреждение заикания у детей
29.11.2018
Для того чтобы уберечь ребенка от
заикания, необходима большая
профилактическая работа со стороны
взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.
Уже с самого раннего возраста в развитии
речи малыша на первый план
выступает активное подражание речи
взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время
представляет и известные опасности.
Прежде всего, необходимо, чтобы речь
окружающих была неторопливой,
плавной, правильной и отчетливой.
Правильная речь взрослых вызовет такую
же правильную, неторопливую речь и у ребенка.
Ребенок должен говорить, достаточно
широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша.
Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и
задыхаясь.
Нельзя допускать у детей ускоренной
речи. Ранняя, слишком торопливая
речь ребенка часто свидетельствует о
повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она
может привести к заиканию.
Заикание может возникнуть и по
подражанию. Постоянно общаясь со
взрослыми или сверстниками, страдающими
заиканием, ребенок начинает
воспроизводить те же запинки в
собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.
Для нормального развития речи очень
важно здоровое состояние нервной
системы. У детей нервная система
находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных
перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней
особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных
проявлений гнева или радости.
Отрицательно сказывается на состоянии
речи детей и неблагоприятная
обстановка в семье. Скандалы и конфликты
между взрослыми, запугивание
ребенка, побои, чрезмерно строгие
наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать
заикание.
Нельзя слишком перегружать речь ребенка,
форсировать ее без учета
возрастных возможностей, стремясь к
преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном
возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в
достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно
владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша
слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и
непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию
и форме.
Следует учитывать, что правильно
выговаривать все звуки речи ребенок
сможет только после четырех лет, когда
разовьется и окрепнет его
артикуляционный аппарат. А до тех пор
нельзя заставлять его произносить
отдельные слова и фразы, трудные и в
звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие
между недостаточно развитым
речевым аппаратом и чрезмерной речевой
нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его
речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.
Не менее вредна для ребенка и другая
крайность, когда взрослые в семье не
читают ему, не просят пересказать
прочитанное, не разучивают с ним
стихотворений, очень мало разговаривают
и не поправляют, когда он говорит
неверно. В таких случаях ребенок заметно
отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности
превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и
грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент
высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки,
запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.
логопед : Быкова И.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.11.2018
Дата обновления: 29.11.2018
Дата публикации: 29.11.2018