ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА (перестановок, пропусков, не дописывания слогов и букв).
16.05.2022
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
(перестановок, пропусков, не дописывания
слогов и букв).
1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на
первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового
ритма.
2. Запись слова с проговариванием.
3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом
слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание
путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный),
а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с
орфографией.
4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением
экрана (ширмочка и т.п.).
6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам
(дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый
рукой, с последующей записью тоже под такт.
8. До записи слова требуется, чтобы дисграфии посчитывал количество букв в
нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета
букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком,
в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также
каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую
ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)
9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются,
переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе
диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником
по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ют пе-рр-о (взрывные
произносятся в слоге), Са-ша живет дома.
10. При не дописывании слов следует побольше давать упражнений на
дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде
списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель).
Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с
началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так
целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов.
Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.
Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с
рифмующимся словом.
Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ
применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением
определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка
определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на
заданные буквы).
Логопед: Быкова И.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2022
Дата обновления: 16.05.2022
Дата публикации: 16.05.2022