Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей».
24.10.2022
Консультация для
родителей
«Дыхательная гимнастика для часто
болеющих детей».
Дыхание - синоним
жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать
правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Частота,
глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая
и сознание.
Академик В.П. Петленко, подчеркивая значение дыхания, приводит древнее изречение: "Ум властелин чувств, а дыхание - властелин ума".
Большинство
дошкольников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения
других физических упражнений. Многие дети плохо сочетают дыхание с движением. Неправильное дыхание препятствует нормальному
насыщению крови кислородом, приводит к дисфункции обмена веществ, снижает общую
физическую и умственную работоспособность, провоцируя
быстрое утомление. Именно поэтому в профилактике многих
заболеваний значительное внимание отводится культуре дыхания. Дыхательные
упражнения особенно необходимы для
детей с ослабленным здоровьем. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает
проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус.
Особенно благоприятны
для органов дыхания быстрая и длительная ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание. Но даже при их систематичности не следует игнорировать
общее положительное развивающее и общеукрепляющее действие дыхательной
гимнастики.
Дыхание осуществляется
дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и
вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Дыхательная пауза,
следующая за выдохом, обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких.
Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния
нервной системы.
«Перебор дыхания»
влечёт за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно.
Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо
избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и
повышенной утомляемости.
Обучение детей
правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать
с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь,
движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях,
активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.
Дыхательные упражнения развивают
продолжительный, равномерный выдох у
детей, формируют сильную воздушную струю
через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения
повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике,
которые к тому же способствуют развитию творческого
воображения и фантазии.
Рекомендуемые
упражнения
«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая
вперед и назад прямыми руками, произносить тик-так (6—7 раз).
«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).
«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).
«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и
приговаривая чух-чух-чух (15—20 с).
«Веселый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к
груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х — выдохнуть, затем догнать мяч (4—5 раз).
«Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на
выдох — опускать вниз с произнесением длительного звука г-а-а-а (1 мин).
«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот,
другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдохнуть,
опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот — выдохнуть. При вдохе громко
произносить ф-ф-ф (4 раза).
Упражнения можно
включить в комплекс утренней гимнастики, разминки
после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день).
Комплекс
оздоровительных упражнений для горла.
«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише.
Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с).
«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову
или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым
ртом (6— 7 раз).
«Змеиный язычок».
Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно
дальше и достать до подбородка (6 раз).
«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая
его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).
«Веселые
плакальщики». Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным
вдохом, без выдоха (30—40 с).
«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее
избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха,
хи-хи-хи.
Играйте на здоровье!
Звуковая гимнастика
для часто болеющих детей.
Часто болеющим детям просто необходимо освоить правильное, глубокое
дыхание. Этому учат специальные дыхательные упражнения – они чрезвычайно
просты, эффективны, и в то же время весьма увлекательны.
Лечебную физкультуру
при острых заболеваниях верхних дыхательных путей следует проводить в период
выздоровления, а у хронически больных детей – в периоды между заболеваниями.
Приступая к дыхательной гимнастике, ребёнок должен быть спокоен, так как в состоянии
возбуждения невозможно регулировать дыхание.
У
маленьких детей 2–3 лет углублённое дыхание достигается массированием грудной
клетки, пассивными движениями нижних конечностей, лёгкими поколачивающими
движениями по грудной клетке, выдуванием пузырей в бутылке с водой, надуванием
резиновых игрушек. Если нос заложен, то по назначению врача перед процедурой в
нос закапывают сосудосуживающие капли. Детей 2–6 лет учить правильному дыханию
можно с помощью надувания игрушек или игры в «бульканье». Для этого берут
бутылочку или миску и погружают в нее резиновую трубочку длиной около 40 см с
небольшим отверстием около 1 см в диаметре, другой конец ребёнок берет в рот.
Следите, чтобы ребёнок вдыхал носом (при этом вода не попадает в рот), а
выдыхал ртом (воздух выходит в бутылку с громким бульканьем).
Все упражнения
проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно. Следите за вдохом и
выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Из специальных
дыхательных упражнений, которые дают нам возможность управлять глубиной, ритмом
и силой дыхания, остановимся на звуковой гимнастике. Она представляет собой
дыхательные упражнения с удлинённым вдохом и произнесением гласных («а», «е»,
«и», «о», «у»), согласных шипящих («ж», «з», «р», «с», «ш», «щ») звуков.
Произнесение звука «а» улучшает вентиляцию верхушек лёгких и тренирует
дыхательные мышцы, звук «у» действует успокаивающе. Употребление гласных «у»,
«о», «а», «е» и слов «глух» и «сух» (если их произносить медленно и шёпотом)
успокаивает верхние дыхательные пути, очищает голосовые связки.
Сочетание гласных и
согласных («бп», «дг», «кг», «кч»), применяемых в звуковых упражнениях,
способствует лучшему отхождению мокроты, расслабляет мышцы горла.
Включение
в звуковую гимнастику жужжащих и рычащих звуков, произносимых громко,
энергично, действует как вибрационный массаж, расслабляет мышцы крупных и
мелких бронхов.
Детям младшего возраста предложите на
выдохе произнести звуки, подражая паровозу («чух-чух»), самолёту («у-у-у»),
жужжанию жука («ж-ж-ж»), писку комара («пи-и-и»). Произношение шипящих и
свистящих звуков помогает удалить воздух из дыхательных путей и, следовательно,
предупреждает развитие эмфиземы.
Детям старшего
возраста предложите следующее задание: произнести звук «пф-ф-ф», при этом звук
со значительной силой проталкивается через плотно сжатые губы аналогично тому,
когда мы дуем на воду, чай в блюдце. Такой «очистительный выдох» следует
выполнить один раз. За выдохом следуют пауза, вдох и очередная пауза. Затем
выполнить выдох, сопровождающийся приглушённым волнообразным звуком «м-м-м»,
похожим на стон. При таком выдохе значительная часть воздуха удаляется через
рот, и лишь небольшое количество идёт через нос. Звук «м-м-м» произносят
протяжно, волнообразно, без напряжения, повторяют упражнение 5–7 раз.
В дальнейшем при
проведении звуковой гимнастики каждый раз прибавляйте по два новых упражнения,
например, звукосочетания «брухх», «пррух», «зрухх», «жжрух». Продолжительность
занятия составляет в начале пять, затем семь-десять минут, их можно повторять
дважды в день. При произнесении шипящих и свистящих звуков рекомендуется
вдыхать через нос, а выдыхать через рот и втягивать живот.
Если у ребёнка одышка,
что свидетельствует о сужении бронхов, то во время звуковой гимнастики
помассируйте ему нижнюю часть груди (поверх одежды). Во время очистительного
выдоха «п-ф-ф», произносимого малышом, взрослый, находясь сзади, плавно
передвигает ладони своих рук по спине от поясничной области кверху, слегка
нажимая на нее, и к концу выдоха достигает середины боков с двух сторон. Затем
руки возвращаются в исходное положение. Такой массаж значительно облегчает
дыхание.
Консультацию подготовил
руководитель по ФК : Моисеева А.В
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2022
Дата обновления: 24.10.2022
Дата публикации: 24.10.2022