Консультация для родителей «Формирование связной речи при составлении рассказов»
23.12.2022
Консультация для родителей
«Формирование связной речи при
составлении рассказов»
Папы и мамы, бабушки и дедушки,
сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в
школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени
выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего
коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы дефектолога,
воспитателей, родителей и ребенка.
В группе для
детей , имеющих общее недоразвитие речи, большое внимание необходимо уделять
составлению рассказов описательного и повествовательного характера.
При
составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме
лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические
упражнения:
q Расстановка картинок в логической, временной
последовательности;
q Восстановление специально пропущенного звена;
q Придумывание содержания дополнительной картинки в
начале или в конце серии.
Повествовательные
рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных
лексико-грамматических и логических упражнений.
При обучении составлению описательных рассказов
по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется
рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения,
материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления
рассказа-описания.
Основа рассказов
по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят
произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем,
состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других
особенностей познавательной деятельности.
Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный
вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:
ØПридумывание конца или начала готового рассказа;
ØСоставление рассказов по аналогии с небольшими литературными
произведениями;
ØПо опорным схемам;
ØНа тему.
Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные
вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий
вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.
Для
осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных
способностей воспитанников предлагать родителям все рассмотренные виды детских
рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим
этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества дефектолога,
воспитателей с родителями.
Сочинение –
записанный родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятиии с
дефектологом в детском саду.
Составление
сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и
практические методы обучения.
1. Подготовительная работа проводится дефектологом или
родителями по заданию дефектолога. Включает беседу по теме, словарную работу,
рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с
ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
2. Составление рассказа детьми в совместной
деятельности под руководством
дефектолога.
3. Коррекция и закрепление материала во время
непосредственно образовательной
деятельности.
4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются
задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному
сочинению).
5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа
ребенка совместно с родителями:
-
рассказ ребенка;
-
доработка,
коррекция рассказа родителями;
-
повторный рассказ
ребенка с учетом замечаний и дополнений;
-
запись и
красочное оформление рассказа.
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года
обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в
соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко»,
«Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы
над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису.
Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость
придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую
помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой
на схему, а затем без неё.
Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения
темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:
«Мяч – это
игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он
пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».
А вот пример составления
сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и знакомства с построением
сложных предложений с помощью сочинительного союза а:
«Яблоко и лимон
– фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный.
Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые. Яблоко гладкое, а
лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут
на деревьях в саду. из яблоко можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный
пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».
В конце первого года обучения детям
предлагается составить и оформить в виде сочинения рассказ на тему «Как я
провел лето». Родителям следует
пояснить, что это может быть описание интересного события, которое запомнилось
ребенку или произошло с ним летом. Сочинения дети должны принести после летних
каникул, в сентябре. Цель данной работы – закрепление навыков
рассказывания, полученных детьми в течение первого года обучения. В процессе
второго года обучения проводится работа по данным сочинениям, даются задания по
оформлению новых сочинений.
Приведем примеры вариантов детских
сочинений о лете.
«Летом мы жили в
деревне, катались на велосипеде, купались в озере, помогали маме поливать
овощи. На огороде у нас росли огурцы, помидоры, морковь, капуста, перец. Папа
строил баню, а мы с братом ему помогали. Мы подавали инструменты, приносили
доски и красили баню краской. Потом мы с
братом решили построить себе дом сами. Папа дал молоток, гвозди, доску, пилу. Сначала
было трудно: гвозди гнулись, молоток попадал по пальцам. Мы очень старались, и
к концу лета дом был готов. Я сколотил скамейку и стол, а моя сестра украсила
дом цветами. Мама приносила нам в домик фрукты и печенье. Следующим летом мы
пристроим к дому кухню».
Уважаемые
родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет умениями:
·
расставлять картинки в логической и временной
последовательности;
·
восстанавливать специально пропущенное звено;
·
придумывать содержание дополнительной картинки в начале
или в конце серии;
·
составлять описательные, повествовательные,
сравнительные рассказы по опорным
словам;
·
по опорным схемам;
·
на тему.
Вот почему надо начинать учить детей
составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и
благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт
богатые плоды только при тесном сотрудничестве дефектолога, воспитателей,
родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной
работы.
В
нашей работе главное – не опоздать!
Логопед : Быкова
И.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.12.2022
Дата обновления: 23.12.2022
Дата публикации: 23.12.2022