Фонематический слух – основа правильной речи

20.03.2023

Консультация логопеда для родителей

Фонематический слух – основа правильной речи

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.

Что такое фонематический слух и его влияние на речь?

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физического слуха. Без него нельзя научиться слушать и понимать речь. Правильное развитие фонематического слуха и восприятия является основой усвоения в дальнейшем письма и чтения.

Фонематические нарушения у детей приводят не только к дефектному произношению звуков  и недостаточному их различению, но и к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и допускают специфические ошибки при чтении и письме. Чаще всего это проявляется в заменах в произношении одного звука другим и смешении звуков.

Наибольший пик развития фонематического слуха приходится  на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно (как услышал, так сказал или написал).

Поэтому, очень важно родителям вовремя распознать, что с фонематическим слухом что-то не так. Признаки фонетико-фонематических нарушений:

·        -смешение и замены одних звуков другими, близкими по акустическим или артикуляторным признакам, например: звонкие заменяются глухими, Р и Л заменяются Ль и И, звук Ш на звук С или Ф, Ж на З или В, Щ на Сь, Ч на Ть и т.д.

·        иногда дети с трудом произносят многосложные слова ( из трех и более слогов) и слова во стечением согласных.

·        при фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая и напряженная артикуляция, бедность словаря и некоторая несформированность лексико-грамматического строя речи.

Но при использовании игровых приемов и развивающих игр можно развить фонематический слух ребенка.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Где нужный звук?

Цель: формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

Например: несколько картинок со звуком Л и несколько картинок без этого звука.

– посмотри на картинки, произнеси их. Дай мне картинки, где есть звук Л.Хочу такой сайт

Клубочки – моточки

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек ниток.
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: “По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите”. Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Можно играть не только группой, но и вдвоем взрослый-ребенок, передавая друг другу клубок и называя по очереди слова на заданный звук.

Лови звук

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

Лови слово

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (звук С)

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел. (звук Л)

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил. (звук К) и т.д.

 

                                                                    Логопед :   БыковаИ.Н.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.03.2023

Дата обновления: 20.03.2023

Дата публикации: 20.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».