Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
22.09.2023
Консультация
для родителей
«Адаптация
детей раннего возраста к детскому саду»
Воспитатель: Воронина Г. И.
Адаптация детей раннего возраста
В жизни ребенка наступает самый сложный
период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс
вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей
наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например,
дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,
эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению
физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую,
средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное
эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет
аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после
поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все
нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести
эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении
первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными
инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо
осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая
адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень
медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок
либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо
проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как
на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность
адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков
показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
- возраст ребенка, труднее адаптируются к
новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети
значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это
объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными,
хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных
условиях.
- состояния здоровья и уровня развития
ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной
адаптации.
- сформированности предметной
деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- индивидуальных особенностей. Дети
одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в
детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение
взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение
ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за
игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения
выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с
родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель.
- условий жизни в семье. Это создание
режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование
у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с
игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и
т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его
правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к
условиям дошкольного учреждения.
Малыши, которые до поступления в детский
сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых,
выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно,
чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение
положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания
периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся
привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в
весе.
Игры в период адаптации ребенка к
детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо
переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки,
поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с
водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в
одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например,
бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше
предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок
расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около
пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует
растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно
насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают
слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится
рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится
в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Уважаемые родители чаще играйте со
своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию
к детскому саду!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2023
Дата обновления: 22.09.2023
Дата публикации: 22.09.2023