05.07.2019
Как привыкают малыши к детскому саду…
Вот и отшумели выпускные балы в детском
саду. Воспитатели двух подготовительных
групп провожали в школу 57 ребятишек, из старшей группы – трое детей станут
первоклассниками. А на смену выпускникам пришли «новобранцы» - это малыши в
возрасте от одного года и шести месяцев до двух лет это 58 детей. Малыши
постепенно привыкают к детскому саду, к новым взрослым незнакомым людям: воспитателю и младшему воспитателю;
учатся играть со сверстниками; преодолевают «первую» ступень в образовании. В жизни ребенка наступает
самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и
привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон,
эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся
положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском
саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению
иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к
заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней
тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится
недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с
детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере
привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не
заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка
нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления
он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится
7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное
состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится
несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания,
часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения.
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на
развитие детей.
От
чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования
педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих
факторов:
Ø возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети
в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче
могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к
этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь
взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
Ø состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый,
хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
Ø сформированности предметной деятельности. Такого ребенка
можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
Ø индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста
по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут,
отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным
протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит,
сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие,
наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования
воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят,
спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться
несколько недель.
Ø условий жизни в семье. Это создание режима дня в
соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей
умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,
общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если
ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного
развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям
дошкольного учреждения.
Ø уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта
общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама
по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм
поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в
разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.),
легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка
сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к
требованиям взрослых.
Объективными
показателями окончания периода адаптации у детей являются:
ü глубокий сон;
ü хороший аппетит;
ü бодрое эмоциональное состояние;
ü полное восстановление имеющихся привычек и навыков,
активное поведение;
ü соответствующая возрасту прибавка в весе.
Игры
в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы
снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность,
которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В
таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с
отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и
т.д. и поиграть с ними:
ü взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать
их в другую;
ü собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
ü приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После
выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.
Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании
игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По
подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют
солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет
ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять
движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка.
Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете:
«Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском
саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с
другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него
свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит,
поделится тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут
окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!
Старший воспитатель Ситникова А.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.07.2019
Дата обновления: 05.07.2019
Дата публикации: 05.07.2019