Дополнительная образовательная программа "Хореографическое творчество"

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Содержание учебного предмета
Структура занятий
Учебный план
Тематический план
Требования по годам обучения
Требования к уровню подготовки обучающихся
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам

Список рекомендуемой методической литературы .

Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ
предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего
школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо
развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в
ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.
Программа «Танцевальный серпантин» ставит своей целью приобщить детей к
танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту,
способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные
навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное
содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия
танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное
мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному
и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его
художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством
которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего
существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и
понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку,
научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут
представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию
нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие
длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на
здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку.
Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в
соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой
музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкальнослуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для
того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими
танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся
чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные
качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох

также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается
основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
Программа «Танцевальный серпантин» рассчитана на два года обучения и
рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и
подготовительной группе 2 раза в неделю. Длительность занятий: старшая группа
– 25 мин., подготовительная группа – 30 мин.
Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям
основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее
многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности
дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения,
основам народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам
актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать
выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребѐнка
(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его
эмоционально- волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной
стороны общения у ребѐнка (невербальными средствами коммуникации);
воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру
ребѐнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении
(развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп
мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и
любознательность детей, развивать их художественный вкус. Ознакомить
ребѐнка с этикетом танца.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
В работе педагог использует различные методические приемы:
• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под
счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;
• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
• творческие задания.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого
хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его
содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала;
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы
направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была
исполнительской и творческой.

Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трѐх частей: вводной, основной и
заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно
взаимосвязаны друг с другом.
I.
Вводная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи
этой части сводятся к тому, чтобы подготовить двигательный аппарат
ребѐнка, его нервную систему и создать психологический и эмоциональный
настрой.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, совершенствование ранее полученных навыков,
идѐт основная работа над развѐрнутыми композициями. В этой части даѐтся
большой объѐм знаний, развивающих творческие способности детей.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, снятие напряжения и
излишней эмоциональности. В конце занятия подводится итог, и дети
возвращаются в группу.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более
подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы
высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать,
обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память.
Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

Учебный план:
Возраст 3-4 года.
Виды занятий
Вводноознакомительные
Экскурсионные

Кол-во
занятий
4

Кол-во занятий
в неделю
2

Кол-во занятий Кол-во детей
в месяц
в группе
8
15 - 20

4

Образовательно игровые
Практические

22

Итогопоказательные

4

38

Всего: 72 занятия
Тематический план.
Возраст 3-4 года
(занятия проводятся 2 раза в неделю)
№
п/п
1.

Тематическое планирование.
Танцевальные движения:
1. Ходьба:
- со сменой темпа;
- сменой характера;
- со сменой направления движений;
- в сочетании с другими движениями;
2. Бег:
- лѐгкий (на месте с продвижением);
- поднимая колено высоко вперѐд;
- бег с захлѐстом голени назад;
- выбрасывая прямые ноги вперѐд.
3. Галоп:
- прямой;
- боковой;
- сольно;
- в паре;
- в сочетании с хлопками;
- с различным положением рук.
4. Прыжки:
- высокие;

2.

3.

4.

- с акцентом вверх;
- с сильно вытянутыми коленями и стопами;
- с выбрасыванием ноги вперѐд;
- с выбрасыванием ноги в сторону;
С выбрасыванием ноги назад.
5. Проскоки:
- вперѐд;
- назад;
- в сторону
- на двух ногах;
- на одной ноге.
6. Упражнения для рук, кистей, пальцев:
- являются частью разминки;
- включаются в танцевальные элементы;
7. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- по кругу;
- колонкой;
- «звездочкой»;
- «змейкой»;
- «воротца»;
- по одному (врассыпную);
- в паре.
8. Движение головы:
Активно вводится практически во все танцевальные элементы,
придают законченность движениям и большую выразительность.
Танцевальные элементы:
- простой танцевальный шаг;
- приставной шаг с ударом в пол;
- переменный шаг;
- «ковырялочка»;
- «верѐвочка»;
Разминки:
«Марш - парад»
«Весѐлый тренаж»
«Наш сосед»
«Добрый жук»
«Сара барабу»
«Аэробика»
«Танец утят»
Танцы:
1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы.
«Осенний сон»
«Дружба крепкая»
Краковяк «Зимние забавы»
«Ёлочки и зайчики»
Кадриль с ложками

2. Сюжетные и характерные танцы.
«Пых, пых самовар»
«Мухоморы – пареньки»
Танец с зонтиками «Дождя не боимся»
«Белочки» с орешками
Танец Козы с козлятами
«Ёлочки»
«Снежинки» с платками
«Гномики» с фонариками
«Гусары и куколки»
«Солнышко» с ленточками
5.
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
6.
Итоговое контрольное занятие.
ИТОГО: 72 часа
Оценка деятельности воспитанников даѐтся на отчѐтных мероприятиях в рамках
программы работы детского сада, проводимых в течение года.
Предполагаемый результат:
По итогам освоения программы планируется достижение следующих
результатов:
К концу 1-ого года обучения дети должны знать и уметь:
• проявлять устойчивые музыкально - ритмические навыки;
• овладеть начальной танцевальной памятью;
• слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;
• самостоятельно исполнять программные танцы;
• показать достаточный уровень исполнительской выразительности;
• ориентироваться в пространстве;
• координировать простейшие танцевальные движения;
• правила поведения в хореографическом зале;
Дети пятого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они
умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать
ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и
уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;
выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные
танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной
шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед),
способны передавать игровые образы различного характера.

Учебный план:
Возраст 5-6 лет.
Виды занятий
Вводноознакомительные
Экскурсионные

Кол-во
занятий
4

Кол-во занятий
в неделю
2

Кол-во занятий Кол-во детей
в месяц
в группе
8
15 - 20

4

Образовательно игровые
Практические

22

Итогопоказательные

4

38

Всего: 72 занятия
Тематический план.
Возраст 5-6 лет.
(занятия 2 раза в неделю)
№
п/п
1.

Тематическое планирование.
Танцевальные движения:
1. Ходьба:
- шаги с одновременной работой рук;
- шаги с работой корпуса;
- шаги с работой головы.
2. Бег:
- бег с захлѐстом голени назад;
- бег с выбросом ног вперѐд;
- лѐгкий бег на полупальцах;
- бег с высоко поднятыми коленями;
- бег с ускорением;
- бег с замедлением;
- бег с остановками.
3. Галоп:
- по кругу;
- по прямой линии;
- вокруг себя;
- по одному;

- парой;
- с хлопками;
- с притопами.
4. Прыжки:
- в различных ритмических комбинациях;
- в разных темпах;
- на месте;
- с продвижением вперѐд;
- назад;
- в сторону;
- в двух ног на одну;
- с одновременным движениями рук и головы;
- в исполнении по одному и в парах.
5. Проскоки:
- вперѐд;
- назад;
- в сторону на двух ногах;
- на одной ноге;
6. Упражнения для рук:
- резкие – мягкие;
- короткие – длинные.
7. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- диагональ;
- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по
четыре;
- «звездочка»;
- «корзиночка»;
- «ручеек»;
- «змейка».
8. Движение головы:
Активно вводится практически во все танцевальные элементы,
придают закончен-ность движениям и большую выразительность.
2.

Танцевальные элементы:
- простой танцевальный шаг;
- приставной шаг с ударом в пол;
- переменный шаг;
- «ковырялочка»;
- «верѐвочка»;
- припадание.

3.

Разминки:
«Жар - птица»
«Горошинки цветные»
«Зимние забавы»
«Добрый жук»

«Маугли»
«Рыбка»
«Партнѐрская гимнастика»
4.

Танцы:
1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы.
«Осенние дорожки»
«Ярмарка»
Берлинская полька
«Новогодний экспресс»
«Дружба»
«Коты и мыши»
«Ностальжи»
2. Сюжетные и характерные танцы.
«Россиночка – Россия»
«Коляда»
Танец с балалайками
«Увезу тебя я в тундру»
«Звѐздочки» с фонариками
«Снеговики» с метѐлками
«Пингвины»
«Российский Дед Мороз»
«Яблочко»
«Граница»
«Ангел летит»
«Мама»
«5 февральских роз»
«Солнышко»
«Не отнимайте солнце у детей»
«Аист на крыше»
«Зажгите свечи»

5.

Подготовка к итоговому контрольному занятию.

6.

Итоговое контрольное занятие.

ИТОГО: 72 часа.
Оценка деятельности воспитанников даѐтся на отчѐтных мероприятиях в
рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года.
Предполагаемый результат:
По итогам освоения программы планируется достижение следующих
результатов:

К концу 2-ого года обучения дети должны знать и уметь:
• азы партнѐрских отношений;
• воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию;
• создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев танца;
• самостоятельно исполнять программные танцы;
• координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве
музыкального зала;
• уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку;
• критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей;
• правила поведения в хореографическом зале;
• радоваться за успех другого.
Учебно - методическое обеспечение:
- просторное помещение для занятий – зал.
- форма для занятий: Девочки – белые футболки или купальник, юбки, носочки,
удобная для занятий обувь - чешки или балетки, волосы хорошо подобраны.
Мальчики – белые футболки, чѐрные шорты, мягкая обувь - чешки;
- музыкальный инструмент: фортепиано;
- музыкальный центр, аудиоаппаратура;
- СD диски с записями программных танцев;
- реквизиты к танцевальным постановкам;
- костюмы к танцам.

Список используемой литературы:
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения
и комбинации на середине зала. – М.,2004.
4. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
5. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
6. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Праздник каждый день»
«Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.
7. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм»
«Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.
8. Усова О.В. Развитие личности ребѐнка средствам хореографии. Татр Танца для
детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001.
9. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
10. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.
11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».