Структура программы учебного предмета Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета; Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; Форма проведения учебных аудиторных занятий; Цель и задачи учебного предмета; Обоснование структуры программы учебного предмета; Методы обучения; Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; Содержание учебного предмета Структура занятий Учебный план Тематический план Требования по годам обучения Требования к уровню подготовки обучающихся Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам Список рекомендуемой методической литературы . Пояснительная записка. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Программа «Танцевальный серпантин» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа. Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкальнослуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине. Программа «Танцевальный серпантин» рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю. Длительность занятий: старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин. Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Задачи: обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой; развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребѐнка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально- волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребѐнка (невербальными средствами коммуникации); воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру ребѐнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развивать их художественный вкус. Ознакомить ребѐнка с этикетом танца. Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения. В работе педагог использует различные методические приемы: • показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; • выразительное исполнение движения под музыку; • словесное пояснение выполнения движения; • внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; • творческие задания. Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой. Структура занятия. Каждое занятие состоит из трѐх частей: вводной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. I. Вводная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить двигательный аппарат ребѐнка, его нервную систему и создать психологический и эмоциональный настрой. II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, совершенствование ранее полученных навыков, идѐт основная работа над развѐрнутыми композициями. В этой части даѐтся большой объѐм знаний, развивающих творческие способности детей. III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, снятие напряжения и излишней эмоциональности. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу. На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. Учебный план: Возраст 3-4 года. Виды занятий Вводноознакомительные Экскурсионные Кол-во занятий 4 Кол-во занятий в неделю 2 Кол-во занятий Кол-во детей в месяц в группе 8 15 - 20 4 Образовательно игровые Практические 22 Итогопоказательные 4 38 Всего: 72 занятия Тематический план. Возраст 3-4 года (занятия проводятся 2 раза в неделю) № п/п 1. Тематическое планирование. Танцевальные движения: 1. Ходьба: - со сменой темпа; - сменой характера; - со сменой направления движений; - в сочетании с другими движениями; 2. Бег: - лѐгкий (на месте с продвижением); - поднимая колено высоко вперѐд; - бег с захлѐстом голени назад; - выбрасывая прямые ноги вперѐд. 3. Галоп: - прямой; - боковой; - сольно; - в паре; - в сочетании с хлопками; - с различным положением рук. 4. Прыжки: - высокие; 2. 3. 4. - с акцентом вверх; - с сильно вытянутыми коленями и стопами; - с выбрасыванием ноги вперѐд; - с выбрасыванием ноги в сторону; С выбрасыванием ноги назад. 5. Проскоки: - вперѐд; - назад; - в сторону - на двух ногах; - на одной ноге. 6. Упражнения для рук, кистей, пальцев: - являются частью разминки; - включаются в танцевальные элементы; 7. Упражнения на ориентировку в пространстве: - по кругу; - колонкой; - «звездочкой»; - «змейкой»; - «воротца»; - по одному (врассыпную); - в паре. 8. Движение головы: Активно вводится практически во все танцевальные элементы, придают законченность движениям и большую выразительность. Танцевальные элементы: - простой танцевальный шаг; - приставной шаг с ударом в пол; - переменный шаг; - «ковырялочка»; - «верѐвочка»; Разминки: «Марш - парад» «Весѐлый тренаж» «Наш сосед» «Добрый жук» «Сара барабу» «Аэробика» «Танец утят» Танцы: 1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы. «Осенний сон» «Дружба крепкая» Краковяк «Зимние забавы» «Ёлочки и зайчики» Кадриль с ложками 2. Сюжетные и характерные танцы. «Пых, пых самовар» «Мухоморы – пареньки» Танец с зонтиками «Дождя не боимся» «Белочки» с орешками Танец Козы с козлятами «Ёлочки» «Снежинки» с платками «Гномики» с фонариками «Гусары и куколки» «Солнышко» с ленточками 5. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 6. Итоговое контрольное занятие. ИТОГО: 72 часа Оценка деятельности воспитанников даѐтся на отчѐтных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года. Предполагаемый результат: По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов: К концу 1-ого года обучения дети должны знать и уметь: • проявлять устойчивые музыкально - ритмические навыки; • овладеть начальной танцевальной памятью; • слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку; • самостоятельно исполнять программные танцы; • показать достаточный уровень исполнительской выразительности; • ориентироваться в пространстве; • координировать простейшие танцевальные движения; • правила поведения в хореографическом зале; Дети пятого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера. Учебный план: Возраст 5-6 лет. Виды занятий Вводноознакомительные Экскурсионные Кол-во занятий 4 Кол-во занятий в неделю 2 Кол-во занятий Кол-во детей в месяц в группе 8 15 - 20 4 Образовательно игровые Практические 22 Итогопоказательные 4 38 Всего: 72 занятия Тематический план. Возраст 5-6 лет. (занятия 2 раза в неделю) № п/п 1. Тематическое планирование. Танцевальные движения: 1. Ходьба: - шаги с одновременной работой рук; - шаги с работой корпуса; - шаги с работой головы. 2. Бег: - бег с захлѐстом голени назад; - бег с выбросом ног вперѐд; - лѐгкий бег на полупальцах; - бег с высоко поднятыми коленями; - бег с ускорением; - бег с замедлением; - бег с остановками. 3. Галоп: - по кругу; - по прямой линии; - вокруг себя; - по одному; - парой; - с хлопками; - с притопами. 4. Прыжки: - в различных ритмических комбинациях; - в разных темпах; - на месте; - с продвижением вперѐд; - назад; - в сторону; - в двух ног на одну; - с одновременным движениями рук и головы; - в исполнении по одному и в парах. 5. Проскоки: - вперѐд; - назад; - в сторону на двух ногах; - на одной ноге; 6. Упражнения для рук: - резкие – мягкие; - короткие – длинные. 7. Упражнения на ориентировку в пространстве: - диагональ; - простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре; - «звездочка»; - «корзиночка»; - «ручеек»; - «змейка». 8. Движение головы: Активно вводится практически во все танцевальные элементы, придают закончен-ность движениям и большую выразительность. 2. Танцевальные элементы: - простой танцевальный шаг; - приставной шаг с ударом в пол; - переменный шаг; - «ковырялочка»; - «верѐвочка»; - припадание. 3. Разминки: «Жар - птица» «Горошинки цветные» «Зимние забавы» «Добрый жук» «Маугли» «Рыбка» «Партнѐрская гимнастика» 4. Танцы: 1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы. «Осенние дорожки» «Ярмарка» Берлинская полька «Новогодний экспресс» «Дружба» «Коты и мыши» «Ностальжи» 2. Сюжетные и характерные танцы. «Россиночка – Россия» «Коляда» Танец с балалайками «Увезу тебя я в тундру» «Звѐздочки» с фонариками «Снеговики» с метѐлками «Пингвины» «Российский Дед Мороз» «Яблочко» «Граница» «Ангел летит» «Мама» «5 февральских роз» «Солнышко» «Не отнимайте солнце у детей» «Аист на крыше» «Зажгите свечи» 5. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 6. Итоговое контрольное занятие. ИТОГО: 72 часа. Оценка деятельности воспитанников даѐтся на отчѐтных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года. Предполагаемый результат: По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов: К концу 2-ого года обучения дети должны знать и уметь: • азы партнѐрских отношений; • воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию; • создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев танца; • самостоятельно исполнять программные танцы; • координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала; • уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку; • критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей; • правила поведения в хореографическом зале; • радоваться за успех другого. Учебно - методическое обеспечение: - просторное помещение для занятий – зал. - форма для занятий: Девочки – белые футболки или купальник, юбки, носочки, удобная для занятий обувь - чешки или балетки, волосы хорошо подобраны. Мальчики – белые футболки, чѐрные шорты, мягкая обувь - чешки; - музыкальный инструмент: фортепиано; - музыкальный центр, аудиоаппаратура; - СD диски с записями программных танцев; - реквизиты к танцевальным постановкам; - костюмы к танцам. Список используемой литературы: 1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996. 2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000. 3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004. 4. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004. 5. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003. 6. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Праздник каждый день» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2007. 7. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2005. 8. Усова О.В. Развитие личности ребѐнка средствам хореографии. Татр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001. 9. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975. 10. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984. 11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.